Великое псковское столпотворение

Не повлечёт ли реставрация Покровской башни ухудшения в городе Пскове криминальной обстановки? Не угрожает ли её будущий деревянный шатёр чьему-нибудь бизнесу, не испортит ли он кому-нибудь вид из окна? Кто будет учить псковичей специальным околобашенным промыслам, чтобы они могли "зажигать" в таких исторических местах, как Покровский комплекс, как-то иначе, чем это у нас повелось? А главное, что будет внутри Покровской башни и как её будущая начинка проявится вовне?

Этими и другими вопросами задаётся "Леонтьевский центр", который является главным научным консультантом проекта "Сохранение и использование культурного наследия в России", и зондирует общественное мнение, пока вопрос о займе во Всемирном банке на поддержание и эффективное использование памятников культурно-исторического наследия Ленинградской, Псковской, Новгородской и Тверской областей ещё не решён окончательно.

 

Выполняя заказ "Леонтьевского центра", Псковский институт регионального развития (ИРР) организовал "гайд фокус-групп" по оценке социального воздействия проекта реставрации Покровской башни. На разговор пригласили всех заинтересованных специалистов – из областного комитета по культуре, из новообразованного комитета администрации Псковской области по туризму, инвестициям и пространственному развитию, из Псковского музея-заповедника, из регионального Представительства НП "Российская ассоциация реставраторов" и так далее, и тому подобное. Может, для экспертов эта беседа и стала очередным "сотрясением воздуха" с высказыванием "лирических мнений" о развитии одного конкретно взятого объекта культурного наследия и псковского туризма в целом, но в конце концов и они согласились, что мечтать не вредно. И добросовестно размечтались.

 

Как известно, Покровская башня и Музейный квартал являются первоочередными псковскими объектами на участие в проекте "Сохранение и использование культурного наследия в России". Уже в этом году Псков рассчитывает получить от Всемирного банка по 30 миллионов долларов и на тот, и на другой.

 

Всем понятно, что в Пскове есть гораздо более нуждающиеся объекты культурного наследия (та же Варлаамовская башня, тот же разнесчастный дом Батова), но так уж получилось, что именно восстановление Покровки стало для нынешних областных властей делом чести.

 

Ну региональные деятели культуры и рады, что в этом вопросе началось хоть какое-то шевеление. А то они уже было разуверились в осуществимости своих многочисленных концепций музеефикации Пскова и даже, действительно, как-то подустали разглагольствовать о развитии псковского туризма. На фоне этого всеобщего уныния, символом которого стала опростоволосившаяся Покровская башня, у всех опускались руки. И у музейщиков, и у реставраторов, и у бизнесменов, и у простых псковичей, которые, если вы помните, однажды даже вызвались скидываться на Покровку всем миром, а после тоже угомонились и махнули на это дело рукой. Казалось, что денег ни на какие новые деревянные шатры для древних псковских башен в природе нет и не предвидится, а домам батова лежать в руинах ещё сто лет. В результате, если другие регионы, по выражению руководителя Представительства НП "Российская ассоциация реставраторов" по Псковской области, руководителя Псковского регионального комитета и члена бюро Российского национального комитета Международного консультативного совета по памятникам и достопримечательным местам при ЮНЕСКО Игоря Лагунина, уже "вовсю молотят", чтобы получить по программе сохранения и использования культурного наследия России деньги, то мы ещё только раскачиваемся.

 

Как вдруг – о чудо! – Покровская башня наконец-то покрылась деревянными лесами, и сразу же началась "оптимизация" самого отношения к культурному наследию Пскова (именно таким, хоть и набившим оскомину, словом собравшиеся обозначили долгожданные радужные перемены в общественном сознании псковичей).

 

Похоже, "оптимизируется" не только сознание. Уже известно, что "ничейная" территория вокруг Покровской башни вот-вот снова будет передана Псковскому музею-заповеднику, который в своё время заботился о ней по мере средств и сил и, между прочим, почти до середины 90-х годов регулярно устраивал в этом месте силами своих же сотрудников коммунистические и не то чтобы субботники. Правда, с некоторых пор там появился ещё один хозяин – приход ныне действующей церкви Покрова и Рождества Пресвятой Богородицы от Пролома, но в главном музейщики со священнослужителями уже сошлись. И те и другие не устают повторять, что место это святое и что устраивать там рестораны, "которые иногда и горят" негоже.

 

"Эта земля полита кровью — там не метле летать нельзя!" - утверждает заместитель директора Изборского музея-заповедника Людмила Солдатенко, и с этим уже никто не спорит. Потому что за годы послеперестроечной культурной смуты окончательно выяснилось, что далеко не всякий оживляж Покровскому комплексу к лицу. Например, исторические театрализованные представления, вроде "Сказа о прихожении Стефана Батория", там смотрятся вполне уместно. А вот фантасмагорические "Вечера на хуторе близ Диканьки" с летающими на мётлах ведьмами – вызвали в народе бурное отторжение. Теперь культурная общественность Пскова осторожно заявляет, что в Покровском комплексе могут и должны устраиваться шоу, "но в рамках приличий", подобающих этому святому для каждого псковича месту.

 

В то же время все единодушны в том, что Покровскую башню надо использовать. А то как бы она вновь не погорела - "по детской шалости или по пьяной удалости". Музейщики уже предвкушают, как преобразившаяся башня станет "ударным объектом музейного показа" (заместитель директора Псковского музея-заповедника Татьяна Огинская) и потянет за собой дальнейшую реконструкцию прилегающей территории.

 

Уже потянула, потому что в непосредственной близости от башни сам собой разрастается элитный жилой квартал (старательно вписанный архитекторами в общую концепцию микрорайона), открылась гостиница, а точнее, гостевой дом "У Покровки", предприниматели выкупили под ещё одну гостиницу бывший психоневрологический диспансер (то самое "танковое училище"), а в отремонтированном старом доме на углу улицы Калинина скоро откроется музей Всеволода Смирнова с действующей кузней.

 

Про дом на площади Героев-десантников собравшиеся решили не вспоминать, чтобы не портить себе приподнятое настроение. Самые большие оптимисты аккуратно высказались в том смысле, что, мол, шатёр покажет: мешает этот горе-небоскрёб восприятию Покровского комплекса или не мешает. Зато все уверены, что "прекрасная", как выразились специально выезжавшие на место сотрудники ИРР, улица Калинина, действительно, наконец-то станет прекрасной: и проезжей, и проходимой. И уверяют, что уже недалёк тот день, когда возле башни появятся запланированные общественные туалеты (если они кому-то ещё нужны и если посетители пивных шалманов ещё не разучились ими пользоваться).

 

В любом случае, стоимость жилья в округе повысится, и притом значительно, так что местным жителям можно будет и потерпеть, если двухэтажные экскурсионные автобусы станут тревожить их покой несколько чаще, чем сейчас. А впрочем, за местных жителей никто не волнуется. Все бомжатники вокруг Покровской башни, оказывается, уже давно ликвидированы, и теперь там проживает весьма состоятельная, и, надо полагать, просвещённая публика, заинтересованная в развитии этой территории.

 

Мечтая дальше, Татьяна Огинская предположила, что возле Покровской башни могли бы прохаживаться люди в исторических костюмах (как это принято в старинных кварталах других городов Европы). А в идеале у стен Покровки (конечно, по согласованию с батюшкой) можно было бы открыть гончарные и кузнечные мастерские, чтобы уж если погружать приезжих в историческую среду – так с головой.

 

Впрочем, другие участники "гайд фокус-групп" уже заранее беспокоятся, как бы туристов, а вместе с ними и Покровский комплекс не перегрузили всеми этими новомодными музейными аттракционами. По мнению того же Игоря Лагунина, Покровке - и героической-то тематики хватает выше головы. И всё уже придумано, чтобы наилучшим образом подать эту тематику приезжающим.

 

А чтобы и местное население получило от восстановленной Покровской башни свою долю удовольствия, работники культуры мечтают устраивать там концерты (допустим, классической музыки), исторические реконструкции и, как уже было сказано выше, всякие героико-патриотические спектакли.

 

Сотрудники Института регионального развития не столько мечтали, сколько волновались, что даже наличие у Покровской башни долгожданного деревянного шатра так и не научит псковский турбизнес опустошать карманы туристов. Согласно специальному исследованию ИРР, в среднем туристы тратят в Пскове по 1900 рублей за одну поездку, тогда как рассчитывали потратить и в два, и в три раза больше. Вот социологи и пытались у культурной общественности выяснить, станет ли отреставрированная Покровская башня свиньёй-копилкой, куда очарованные странники будут опускать монетку за монеткой. Найдутся ли в Пскове мастера народных промыслов, которые смогут организовать в Покровском комплексе прибыльную торговлю сувениркой? Сумеют ли сотрудники Псковского музея-заповедника развить не только бурную, но и максимально доходную деятельность по продаже восстановленной культурной достопримечательности оптом и в розницу? И не придётся ли псковичам опять приглашать 500 человек из Тулы, когда встанет вопрос об организации в Покровском комплексе исторической реконструкции?

 

Социологам напомнили, что в Пскове даже есть специальное учреждение по развитию и координации традиционных кустарных промыслов – областной центр народного творчества (там, мол, даже иконы на коре научились выделывать). Что движение исторических клубов в Пскове ширится и что бизнес уже и сам потихоньку опутывает Покровский комплекс своими щупальцами в расчёте на грядущие барыши. Главное, что туристы начнут задерживаться в Пскове уже не на два-три часа проездом в Пушкинские Горы и в Псково-Печерский монастырь, а чуть дольше, а значит, им волей-неволей придётся раскошелиться.

 

"Ну неужели кто-то может усомниться, что реставрация Покровской башни не повлечёт за собой приток в Псков туристов?" – в свою очередь риторически вопрошали эксперты от культуры.

 

Главной проблемой Покровской башни, да и не только её, по их словам, является не отсутствие инициативы снизу, а отсутствие системной работы сверху. В Псковской области до сих пор нет не только утверждённой программы развития туризма, но даже и концепции такой программы (вчера, 8 июня 2010 года, эту концепцию ещё только представили губернатору, который поручил вынести её на рассмотрение Общественного совета по культуре). Хотя подобных концепции и программ было разработано уже видимо-невидимо. И там было просчитано всё, вплоть до количества полотенец, которые надо выстирать в расчёте на желаемое количество туристов, а стало быть, и количества необходимых для полноценного турбизнеса прачечных, а не только гостиниц и общественных туалетов.

 

Хуже всего, по мнению "гайд-фокус групп", то, что сам отдел по туризму областной администрации уже много лет лихорадит: его то торжественно превращают в комитет, то понижают в статусе, делая подразделением каких-то иных структур ("он то в культуре, то без культуры"). "Туризм у нас мается... И пока он не встанет на ножки, – о серьёзной работе по развитию туристической привлекательности региона говорить не приходится" (Людмила Солдатенко).

 

Однако же великое псковское столпотворение началось, вот уже и комитет по туризму в структуре администрации Псковской области образован (а скоро, как было объявлено, такой же создадут в структуре администрации города Пскова), вот уже и проект концепции развития в Псковской области туризма вынесен на обсуждение общественного совета и ожидается, что к концу лета решится вопрос о займе из Всемирного банка… Так что мечты псковских музейщиков о Покровке как никогда близки к осуществлению. Вот, кстати, их план использования Покровской башни после реставрации.

 

Ольга Миронович, Псковское агентство информации.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...